HitLine •  HL Wi-Fi •  HitForum •  MEDIAnew •  ФОТОnew •  Блоги •  HitLife •  Lifecity •  HitMobile •  HitGames •  ФОТО конкурсыnew • 
Регистрация 
   
- Вы родственник? - Нет, просто я не могу пропустить такое зрелище. - Тогда в очередь.
     откуда эта цитата
 

Черный ястреб /Black Hawk Down/  (2001)

Постер к фильму Черный ястребЖанр:  Боевик, Военный, Драма
Производство:  Columbia Pictures
Дата премьеры (Мир): 2001
Продолжительность: 143 мин / 02:23
Режиссер:  Ridley Scott (Ридли Скотт)
Сценарист:  Mark Bowden (Марк Боуден), Ken Nolan (Кен Нолан), Steven Zailian (Стивен Залиан)
В ролях: Tom Sizemore (Том Сайзмор), Josh Hartnett (Джош Хартнетт), Ewan McGregor (Эван МакГрегор), Eric Bana (Эрик Бана), Sam Shepard (Сэм Шепард), William Fichtner (Уильям Фичтнер), и др.

Рейтинг фильма: 
Всего проголосовавших: 40

 



Рецензии:

Черный ястреб


РЕЦЕНЗИЯ №1

Чтобы вы до конца поняли, о чем идет речь, скажу, что режиссером фильма является Ридли Скотт ("Hannibal", "Gladiator"), продюсером - знаменитый Джэрри Брукхаймер ("Armageddon", "Enemy of the State", "Con Air", "Pearl Harbor"), музыку написал Ганс Циммер ("Gladiator'). Все это замешано на ста млн. Долларов бюджета и на всегда интригующей фразе "based on real event". Real Event и впрямь увлекает - трагические события 3 октября 1993 года, когда впервые со времен вьетнамской войны военные силы США в лице элитных частей спецназа и ВВС вступили в самую продолжительную наземную битву с противником и понесли за 15 часов непрерывного боя колоссальные по американским меркам потери - 19 янки были убиты, более сотни ранены. Если вы смеетесь над фразой "колоссальные потери", напомню, что до сих пор это самые большие боевые потери ВС США в течение одного боя со времен битвы за Сайгон 1973 года!!! Даже во время войны в Югославии из звездно-полосатых никого не замочили, как и в ходе все еще продолжающейся операции в Афгане. Пардон, парочку все же шлепнули… Именно после этих "колоссальных потерь" Билл Клинтон принял решение больше НИКОГДА не использовать американскую армию в миротворческих операциях ООН, американские войска бежали из Сомали и до сих пор считают октябрьские события в Могадишу самым жутким своим воспоминанием последних лет

Так что там произошло? Фильм начинается с демонстрации панорамы африканской пустыни, но вместо мотоциклов гонки Париж - Дакар мы видим кучи трупов в саваннах - изможденные трупы негров. Бегущая строка беспристрастно напоминает, что в 1992 году в Сомали началась гражданская война, власть в стране перешла в руки warlords (если проще, "главарям бандформирований"). На страну обрушился жесточайший голод. За год скончалось более 300 тысяч человек. ООН приняла программу продовольственной помощи, но тысячи грузовиков с продовольствием захватывались боевиками "генерала" Мухаммада Фараха Айдида, который торговал оружием, наркотиками и рабами (знакомая тема, не правда ли?). Американцы направили в страну военный корпус с целью обеспечения безопасности караванам ООН. И тогда Мухаммад объявил всех американцев "врагами Сомали" и начал охоту на янки-миротворцев. После всех этих титров появляются последний титр "октябрь 1993 года" и боевой вертолет США, который облетает место очередной раздачи "гуманитарки". Голодные негры в неком селе набрасываются на грузовик, дерутся за мешки с едой. Короче, Гуляй Поле. Америкосы облетают толпу, переговариваются по связи… Вдруг подъезжает к толпе джип с пулеметом, откуда начинают поливать толпу свинцом… Кровь во все стороны, америкосы обеспокоено докладывают начальству "нападение на гражданское население. Что делать?" Им в ответ: "Не имеем права вмешиваться. Возвращайтесь на базу" Пилоты и бойцы спецназа возмущаются - как возвращаться на базу, матерятся, но подчиняются приказу… А внизу крутой негр в черной шапочке, опоясанный пулеметными лентами, в мегафон орет в толпу: Этот зерно - собственность Айдида. Кто на него позарится, будет убит! Мимо пролетает вертолет янки. Негр поднимает руку и как из пистолета стреляет из указательного пальца "паф!!!" по вертолету и громко смеется…

Ладно, пропустим общие места. Там будут сцены из жизни американских морпехов на базе возле столицы Сомали Могадишу, арест одного из местных наркобаронов (он говорит америкосу-офицеру "Что вы тут делаете? Вы - чужие. Это не ваша земля. Тут идет гражданская война". На что офицер отвечает "300 тысяч умерших с голоду - это не гражданская война") Где-то на тридцатой минуте фильма перед спецназом ставят задачу - на вертолетах и БМП ворваться в район Могадишу, подвластный Айдиду, арестовать его замов - у них типа слет в чайхане там и вернуться на базу. В итоге 15-тиминутная операция обернется 15-тичасовой кровавой баней для америкосов. Опуская общие места, скажу, что у боевиков-африканос разведка дейстовала дай Бог каждому : ) Только янки - орлы и красавцы - вылетели армадой на вертолетах, мальчик, пасущий коз возле аэродрома, достает … мобилу и сообщает другому постарше. Тот - еще одному, а тот уже - черному негру, которого мы помним по "пиф - паф". Через пару секунд мы видим, как черные достают из-под прилавков автоматы, гранатометы, винторезы, суетливо перезаряжают магазины. Готовятся встретить дорогих гостей. Город оживает, наполняется восторженным гулом. Америкосы лихо справляются с первой стадией - подкатывают и подлетают к чайхане, хватают там каких-то шибздиков, грузят их в грузовики. Начинают ехать в сторону базы. И тут начинается… Улицы перекрываются мгновенно симпровизированными баррикадами, по первой и последней БМП херачат из гранатометов, стеляют изо всех окон и близлежащих домов. Америкосы лихо отвечают, кладут черных десятками, но тех все прибывает и прибывает. Вот кого-то из янки ранят. Легко. Другого. А негров кладут десятками. Командование пока спокойно - все идет по плану. Но тут группа чурок из гранатомета подбивает в хвост первый вертолет (а всего в фильме будут подбиты два вертолета "Black Hawk", отсюда, кстати говоря, и название фильма "Падение "Черного ястреба" / Black Hawk Down), тот падает. В район падения для спасения экипажа отправляют группу разведки во главе с юным не то лейтехой, не то сержантом, а-а-а, сержантом Мэтом Эверсманом. В его роли - Джош Харнетт, куда более мужественный и крутой, чем в своей другой ленте на военную тему "Pearl Harbor". Разведка начинает пробираться по улицам Могадишу, ежесекундно отстреливаясь от наседающих черных. Нам показывают, как с боем прорывается из города колонна БМП - им несладко, их поливают свинцом почем зря… Убивают одного, другого. Там водилу эффектно убивает влетевшая прямо в окно граната из гранатомета - застревает в его теле и не взрывается. В общем, они останавливаются, отстреливаются. Еще одна группа спецназа тоже зажата в каких-то дворах. Мочилово серьезное!!!

Параллельно показывают, как вертолетчики отстреливаются от наседающих к упавшему вертолету боевиков. Наконец, те мочат янки, раздевают его и поднимают на руках, торжествуя… Другого вертолетчика, у которого закончились патроны, избивают и берут в плен… Наверное, не имеет смысла подробно рассказывать о почти двух с лишним часах военной драки - там много всего происходит и все в режиме видеоклипа: с разных точек, при суперкоротком монтаже… Операторски все очень похоже на съемки батальных сцен " Saving Private Ryan". Кстати, я, пожалуй, соглашусь с теми, кто назвал фильм "Black Hawk Down" "двухчасовой версией первых 20-ти минут " Спасения рядового Райена". Есть, впрочем, и отличие от "SPR": Брукхаймер и Скотт не делают акцента на трагедии и жестокой бессмысленности войны, не призывают к пацифистским выводам. Наоборот, они словно восхищаются своими янки, которые мочат десятками черных и круто делают свое солдатское дело. Главное в фильме Ридли Скотта не психология и рефлексия бойцов, их переживания, а ИХ ДЕЙСТВИЯ, МОЧИЛОВО Именно по этой причине я не буду называть фильм военной драмой. Это самый настоящий военный боевик! Причина такого агрессивного посыла фильма "BHD" лежит, на мой взгляд, в уроках 11 сентября: янки хотят крови и они ее пускают всем, кто попадается им на пути. При этом Джери и Ридли не уходят, как Спилберг, в ура-патриотический пафос. Фильм "BHD" снят очень линейно - a la guerre comme a la guerre, и не нужно махать звездно-полосатым флагом. За этот коммерческий ход, так и не использованный Скоттом, я ему признателен. Война как работа, как профессия. И никаких гвоздей - вот истинный рефрен фильма продолжительностью 2 часа и 58 минут. И еще одно любопытное кинонаблюдение: среди американских вояк нет НИ ОДНОГО НЕГРА. Ну, всего один, но его практически и не видно! С огромной бандой черножопых воюют белые пацаны. Такие родные по лицам, по поведению, по разговорам и поступкам. Хотел ли таким образом Брукхаймер подчеркнуть символизм борьбы белой цивилизации с черной дикостью? Возможно. Ведь не случайно, нам показывают как накануне битвы негры молятся Аллаху, сидя на ковриках, а мулла выходит на балкон минарета, чтобы запеть свою заунывную песню над ночным Могадишу. Джэрри Брукхаймер показывает не просто борьбу белых и черных, а БОРЬБУ БЕЛОЙ ВЕРЫ С ЧЕРНЫМ ИСЛАМОМ. И это очень смелый посыл, который умные зрители наверняка расшифруют. Кстати, Скотт подчеркивает, что белые могут расчитывать только на свои силы, и тем, что в фильме "голубые каски ООН" - пакистанские миротворцы, расположенные на стадионе Могадишу, долго не приходят на помощь окруженным янки и, даже приехав в конце битвы к ним на БМП, не позволяют залезать под спасительную броню, рекомендуя… бежать за бронетранспортером покуда сил хватит :(

В финале оставшиеся в живых бойцы возвращаются на базу. Вроде бы, для них весь ужас кончился. Но один из них - самый меткий и хладнокровный (не знаю, что за актер, но весь фильм исправно кладет черных направо и налево) - наскоро поест риса с тарелки, загрузится гранатами и рожками с патронами и отправится "довоевывать" в Могадишу. Тем самым, словно говоря: А БИТВА ТО ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ! Вы уже, наверное, не раз ловили себя на мысли, читая мой рассказ: как все чертовски похоже на Чечню?! И действительно, очень похоже… Оказывается, не русские, а янки в далеком 1993 году первыми и по полной программе "оттоварились" местячковым исламским терроризмом. И задолго до нашего Грозного, у америкосов был свой Могадишу. Кровное родство америкосов и федералов настолько очевидно проступает в каждой батальной сцене фильма, что просто диву даешься… Фильм "Black Hawk Down" - наглядный урок всем российским режиссерам и киношникам КАК НАДО СНИМАТЬ ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ на подобную тему. Без соплей, без трагически заломленных рук и хлестанья себя по щекам. С печальными обстоятельствами и деталями, НО НЕ ВЫВОДАМИ. Не случайно в финальных титрах не только перечисляются все погибшие тем днем 3 октября 1993 года америкосы, но и то, что впервые со времен Вьетнама два бойца спецназа США послучили после "битвы в Магадишу" медали Отваги. А также то, что они в общей сложности замочили более тысячи боевиков-сомалийцев за тот бой.

"BHD" - изящная патриотическая лента, чей истинный пропагандисткий пафос аккуратно скрыт за минимализмом эмоциональных подробностей при живописном обилии боевых деталей… Именно поэтому я не удивлюсь, если увижу фильм Ридли Скотта в числе соискателей премии Киноакадемии как "best picture of the year". Америкосам сейчас после 11 сентября нужен именно такой фильм, и остается лишь пожалеть, что у русских до сих пор нет ничего похожего после двух чеченских войн. Кроме того, можно искренне восхититься продюсерскому чутью Брукхаймера, который снял фильм задолго до 11 сентября и который наверняка заработает на нем кучу денег…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Сюжет: 1993 год, в Сомали находятся американские военные силы, призванные установить порядок в стране. Решив одним силовым маневром завершить эту неприятную затянувшуюся войну, Штаты организовывают секретную операцию по захвату двух лидеров повстанцев. Однако американские солдаты оказываются в плотном кольце окружения, лицом к лицу с противником, в десятки раз превосходящим их в численности.

Практически все значимые режиссеры последних тридцати лет стали столь значимыми для голливудского кинематографа благодаря своим военным фильмам. Майкл Чимино и «Охотник на оленей», Фрэнсис Форд Коппола и «Апокалипсис наших дней», Оливер Стоун и «Взвод», Стивен Спилберг и «Спасение рядового Райана», Теренс Малик и «Тонкая красная линия», Брайан Де Пальма и «Военные потери». И неудивительно, что очередным претендентом на место в вечности стал один из самых пафосных постановщиков Штатов, Ридли Скотт, окончательно уверовавший в себя после успеха своих последних работ.

Конфликт в Сомали почти десятигодичной давности – неприятное место в истории США, но Скотт выбрал именно его, скорее всего, не по этой причине. Просто в той бойне погибло 19 американских рейнджеров, при этом около 1000 повстанцев было уничтожено. При этом лозунг операции – «Никого не оставлять позади» – выгодно смотрится на фоне американского флага, а в сочетании со столь привлекательной статистикой историей можно вертеть, как угодно, чем Скотт не преминул воспользоваться. Почти все американские критики простили режиссеру его отказ копаться в грязном белье подоплеки конфликта, и встретили единодушным одобрением его решение показать войну изнутри, глазами обычного пехотинца, который вообще с трудом представляет, за что он сражается и почему его враг стал его врагом. Эти пешки, как известно, и вершат ход войны, но, опять же, это фильм Ридли Скотта, а не «Спасение рядового Райана», поэтому драмы личности вы тоже не дождетесь. Что же мы видим в «Черном ястребе», это так называемая логистика боя, экранизация тех самых «военных потерь», о которых мы читаем в газетах и смотрим репортажи из «горячих точек», причем экранизация очень подробная, графичная и эмоционально отрешенная.

Таким образом Скотт предпринял тонко просчитанный шаг, позволивший ему не заботиться о характерах своих героев и не мучаться написанием патриотических речей, взамен этого концентрируясь на том, что он умеет лучше всего – боевых сценах. Первый выстрел звучит на 37-й минуте этого более чем двухчасового фильма, на 38-й минуте появляется первый тяжелораненый, и с каждой последующей минутой град огня лишь усиливается, чтобы утихнуть лишь за несколько минут до финала. Настоящая резня, в которой сомалийцы напирают столь плотными рядами, что за ними не видно стоящих позади зданий (кажется, что Скотт задался целью зафиксировать на пленке гибель всей тысячи убитых повстанцев), а патронов на всех у снаряженных до зубов американских рейнджеров просто не хватает. И за создание этой нечеловечески напряженной атмосферы Скотт действительно достоин похвалы: режиссура боевых сцен отполирована до блеска, визуальная картина безупречна (оператор Славомир Идзяк и монтажер Пьетро Скалия демонстрируют весь диапазон своего мастерства), а общая динамика картины напоминает пружину, раскручивающуюся со все возрастающей скоростью. Война ужасна, и Скотт не забывает напомнить нам об этом несколькими шокирующими сценами: операция на оторванной взрывом ноге в полевых условиях, разорванный пополам солдат, расстрелянный в упор и буквально растоптанный доброй сотней врагов отставший от своих рейнджер… При этом сомалийцы – такие же люди, как и их противники, только они сражаются за то, во что верят, в то время как обычные американцы, попавшие на эту войну, погибают только потому, что кто-то наверху судит о ситуации лишь по статистическим сводкам.

Но при этом «Черный ястреб» вряд ли войдет в историю, скорее всего затерявшись где-то между Скоттовскими же «Гладиатором» и «Солдатом Джейн». Отделаться от ощущения, что серьезной идеей зачастую лишь прикрываются, чтобы оправдать по-детски неуротимое желание режиссера «поиграть в войну», не получается. За свистом пуль, грохотом взрывов и душераздирающими воплями раненых часто теряется сам смысл подобной пытки чужой болью – насилие ради насилия выходит на первый план. Было бы опрометчиво ставить «Черного ястреба», претендующего на реализм, на одну доску с бессмысленными «стрелялками» вроде «В тылу врага», но последний, с другой стороны, абсолютно честно заявлял о своей бесхитростности. В то же время за внешней сложностью «Черного ястреба» просвечивают неприятные попытки спекуляции и даже манипулирования чужой болью лишь для того, чтобы создать воинственную милитаристскую игру из серии «убей их всех» (и именно в связи с этим выше было упомянуто о привлекательном для режиссера соотношении жертв среди сторон).

Это тот же пафос, только находящийся в другой плоскости – там, где бравируют скорбью и мучениями. Впрочем, неудивительно, что ослепленные сентябрьской трагедией американцы этих подводных камней не заметили, и винить в этом их не стоит – кто-то же должен за все ответить.

Резюме: Идеальный визуально, но все-таки спорный в моральном плане фильм – не шедевр, но очень заметное кино.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №3

Сомали, 1993 год. Страна вымирает от голода, число жертв превысило триста тысяч человек. Миротворческие силы ООН пытаются восстановить порядок и организовать поставки продовольствия. В помощь им Вашингтон выслал полтысячи человек из элитных подразделений американской армии, знаменитые отряды "Дельта" и армейских рейнджеров. В городе Магадиша хозяйничает и творит беспредел полевой командир Айдид, убивая мирных граждан и отбирая гуманитарную помощь. В определенный момент орлы из Вашингтона решают провести операцию по захвату Айдида в его резиденции. .

План операции выглядит так: днем колонны из грузовиков и БТРов продвигаются по дружественной территории в городе; с вертолетов идет слежка за машиной осведомителя, который должен остановится у здания, где предположительно будет находится Айдид; затем следует штурм здания и захват всех подозрительных лиц. Учитывая простоту операции солдаты собираются по принципу: "к обеду будем, нечего тащить с собой всякие тяжести". А именно: ночное видение, флягу с водой, бронежилет. Такова завязка сюжета нового блокбастера от режиссера Ридли Скотта и продюсера Джерри Брукхаймера, рассказывающего о неудаче американских военных в ходе операции в Сомали, основанный на реальных событиях, как это указано в самом начале фильма, и книге Марка Боудена, о чем сообщают финальные титры.

Конечно же, ничего хорошего из подобного демарша не получилось, отряд попал в засаду, превратившись в разрозненные группы бойцов, у которых теперь одна задача - выжить на вражеской территории, один из вертолетов "Черный Ястреб" сбит и срочно требует эвакуации выживших членов экипажа. Через некоторое время сбивают и второй вертолет.

Фильм больше напоминает репортаж с поля боя, где невозможно выделить какого-либо главного персонажа, вокруг которого строится все действие и чье лицо мелькает к месту и не к месту. Все действие поделено в равной степени между десятком персонажей, каждый из которых действует в своем участке города. Молодой офицер, только что назначенный взводным (Джош Хартнетт); матерый сержант (Том Сайзмор), ведущий колонну машин; казарменный писарь, не нюхавший пороху (Эван МакГрегор); экипажи сбитых вертолетов, вынужденных ждать подкрепления и эвакуации; пара солдат, которых забыли взять с собой при смене позиции; генерал, сидящий в штабе и наблюдающий со спутника, как погибают его солдаты. Говорить о серьезных актерских работах не приходится, по той простой причине, что отличить актера Джоша Хартнетта от актера Эвана МакГрегора в полной боевой выкладке рэйнджеров не представляется возможным. Однако есть один запоминающийся актерский эпизод: когда персонажу Тома Сайзмора говорят, что, мол, не надо тебе туда возвращаться, он ничего не отвечает, но его ухмылка дорогого стоит, ее стоит видеть.

Хотелось бы сразу предупредить, что "мяса" в фильме много: оторванные пальцы и руки, разорванный напополам солдат, шепчущий последние слова; попытка пережать бедренную артерию в полевых условиях; разрываемые пулями крупного калибра тела. Фильм сугубо мужской, в нем нет ни одного женского персонажа вообще, поэтому большей и лучшей части человечества, его не то что бы не нужно смотреть, а просто будет не интересно. Однако уровень, заданный фильмом Поля Верхувена "Звездный Десант" на мой взгляд, все-таки не превзойден. Пафоса, неизменного спутника всякого военного фильма последних лет, несколько меньше, чем ожидал я, особенно после предпоследнего фильма Брукхаймера, агитки "Перл-Харбор". Однако это не значит, что его нет совсем. В некоторых сценах пафос и "ура"-патриотизм просто стекают с экрана вместе с кровью персонажей. Уже традицией стало завершать любой фильм "про войну" политической речугой в исполнении одного из выживших героев. На сей раз, эта честь досталась Джошу Хартнетту, произносится она над упакованным в пластиковый мешок телом погибшего товарища. Кстати, если приглядеться, то станет заметно, что актер, играющий "павшего товарища" мигает уголком глаза. Речь же сводится к тому обычному набору заученных фраз: все мы люди, война это не есть хорошо и т.д. Банальности, которые иногда стоит говорить, но почувствовать их можно только оказавшись в подобной мясорубке, да хранят нас от этого боги.

Впечатление от этого фильма двойственное. С одной стороны, устали мы уже от полу-документальных экранизаций исторических событий на военную тематику, которых на нас свалилось за последнее время более чем достаточно. С другой фильм совершенного грамотно сделан, если не со смысловой точки зрения, то с визуальной. Если отнестись к "Черному Ястребу" именно как к боевику, пусть и снятому по реальным событиям, то фильм способен доставить удовольствие при просмотре.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Перед выпуском "Черный Ястреб" раскручивался как поствьетнамский военный фильм" и ранний лидер оскаровской гонки с реалистичным изображением войны а-ля "Спасти рядового Райана".

"Черный ястреб" основан на реальных событиях 1993 года, когда США приняла попытку прекратить геноцид, который уже унес более 300,000 жизней во время Гражданской войны в Сомали. По идее, отряд американских солдат, должен был захватить двух лейтенантов военноначальника Сомали. Но вместо 30-минутной операции, задание превратилось для солдат в 15 часов ада. Признаться о подобной операции я мало слышал до фильма, кое-что помню, но в общих фактах. Да и сами американцы не любят, не помнят, да и не хотят помнить о трагических моментах в своей истории.

Фильм - чистое действие, в первые полчаса рассказывается весь сюжет, а все остальное время идут одни бои. Это даже не дает нам узнать характеры героев, что возможно даже лучше, потому что война - связка безликих людей, умирающих, чтобы защитить то, во что они верят.

Что еще делает "Черный ястреб" хорошо, так это не подталкивает нас на философский взгляд на войну. Многие фильмы пытались подтолкнуть нас, не все конечно, удачно, но пытались. Многие сетуют на то, что в фильме много жестокости, мне так не кажется, первые 20 минут "Райана" - хуже, чем все, что вы увидите здесь.

Единственная часть "Черного ястреба", которая меня разочаровала, так это попытка впрыскивания юмора в сценарий. Я про сцены, где трое солдат пытаются прорваться к своим. Мне кажется, что они были сделаны только для того, чтобы показать нам парня, потерявшего слух из-за стрельбы. Мне это показалось чрезмерно глупым. Я думаю, что "Черный ястреб" - это превосходный фильм. Точка.


     
А знаете ли вы, что...

- Съёмки фильма начались 23 февраля 2001 года.
- Sony решили презентовать фильм 28 декабря 2001 года, в ограниченном прокате для возможного прохождения квалификации на Оскар.



 
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  0 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z 

ПОКАЗАТЬ ПО ЖАНРАМ
 
©2006- проект компании HitLine.
Правовая информация
Предприятия Мариуполя, карта Мариуполя
Автоаудиотехника