HitLine •  HL Wi-Fi •  HitForum •  MEDIAnew •  ФОТОnew •  Блоги •  HitLife •  Lifecity •  HitMobile •  HitGames •  ФОТО конкурсыnew • 
Регистрация 
   
- Мы убьём твоих друзей, родных и девку, с которой ты шлялся. - Бетти Джи Боярски? Могу дать её адрес.
     откуда эта цитата
 

Бессонница /Insomnia/  (2002)

Постер к фильму БессонницаЖанр:  Детектив, Драма, Триллер
Производство:  США
Дата премьеры (Мир):  3 Мая, 2002
Дата премьеры (Украина): 19 Сентября 2002
Релиз на DVD: 18 Июня 2009
Продолжительность: 118 мин / 01:58
Режиссер: Кристофер Нолан
Сценарист: Хиллари Сейц)
В ролях: Аль Пачино, Мартин Донован, Робин Уильямс, Оливер «Оли» Земен, Хилари Суэнк, Пол Дули, Никки Кэтт, Ларри Холден, Джей Бразо, Лорни Кардинал, и др.

Рейтинг фильма: 
Всего проголосовавших: 2

 



Рецензии:

Бессонница


РЕЦЕНЗИЯ №1

Некоторые режиссеры обладают удивительным даром - снимать снотворные фильмы. Морфей так и витает на просмотре картин вроде Hardball или Antitrust. Бесценный дар, он не должен остаться незамечен. Думается, что такие мастера должны служить людям, развивать фармацевтическую промышленность, двигать науку. Только вот опыты лучше ставить не на людях.

Некоторые другие режиссеры, как Крис Нолан, например, научной ценности не представляют никакой. Напротив, их творчество спать не дает. И не только в зале, но и потом. Автору этих строк известен случай, когда после просмотра "Memento" некий гражданин не спал восемь ночей, а потом и вовсе умер. Что не может не служить свидетельством вредоносности творчества Нолана, которого мы предлагаем в дальнейшем от общества изолировать.

На этот раз Нолан (несколько развернувшийся в финансах после предыдущего своего проекта с Гаем Пирсом, который снимался практически за спасибо) пригласил в картину двух знаменитостей - умопомрачительного Аль Пачино и сладковатого Робина Уильямса. И если Пачино в роли сурового мужика нам представлялся более менее ясно, то убийца-Уильямс как-то изначально не впечатлял. Но обо все по порядку.

Нолан снял кино о совести. Совесть в маленьком городке на Аляске, куда приехал расследовать загадочное убийство герой Аль Пачино, во время полярного лета не спит. И вместе со своей совестью не дремлет и сыщик. Причем полуденные лучи, проникающие в его гостиничный номер далеко за полночь, понемногу сводят героя Пачино с ума. Кроме того, постоянное общение с совестью (которая появится лично ближе к концу фильма), никого ни до чего хорошего не доводило.

Наш герой по ошибке застрелил в тумане своего напарника, и вот уже, не в силах совладать с собой, вынужден согласиться на условия убийцы, которого играет Уильямс. Сосбственно, только ночной визит совести вновь наставляет героя Пачино на путь истинный. И зная, что его ждет высшая мера, он теперь готов решительно на все.

Действительно, это одна из лучших работ Пачино, и уж точно лучшая за последние два года (нечасто Аль сейчас появляется на экранах). По силе игры не отстает и Уильямс (тут я отсылаю вас к моим предварительным впечатлениям в начале рецензии). Он играет эдакого не вполне уверенного в себе убийцу-неврастеника, который водит полицию за нос только потому, что всю жизнь писал полицейские романы. И все, мы привыкшие к бесконечным приторным уильямсовским ролям, начинаем осознавать, что его загадочная улыбка - ни что иное, как маска.

Нолан еще раз подбросил нам пищу для размышлений. Оправдывает ли цель средства? Можно ли творить закон беззаконием? И там, где мы, не задумываясь, даем отрицательные или утвердительные ответы, кроется ловушка. Ибо то, что кажется целесообразным, может привести к совершенно чудовищным последствиям.

Порекомендуем "Бессонницу" поклонникам творчества и Нолана, и Пачино. Insomnia - скорее философский фильм, нежели картина про трупы, но детей я бы на просмотр брать не стал.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

В небольшом городке в американском штате Аляска происходит убийство. Прибывший для расследования преступления опытный детектив Уилл Дормер (актер Аль Пачино) пытается с места в карьер найти убийцу, но чем больше он занимается этим делом, тем сложнее оно оказывается. Во время поимки убийцы Дормер случайно застрелил своего напарника, и знающий об этом главный подозреваемый (Робин Уильямс) начинает с детективом играть в "кошки-мышки", воздействуя на психику последнего.

Уилл Дормер, мучаемый приступами совести, испытывает и чисто физиологическое неудобство: местные "белые ночи" так воздействуют на него, что он не может заснуть и страдает от бессонницы! Пока усталость и чувство вины окончательно его не доконали, Уилл Дормер должен вывести на чистую воду интеллектуала-убийцу и разрешить для себя главную дилемму: а виноват ли он сам в смерти напарника так же, как виноват в убийстве девушки преследуемый им преступник?

Как вы догадались, речь идет о драме высочайшего накала, в которой интригующий сюжет лишь подчеркивается игрой талантливых голливудских актеров. Возможно, для кого-то из вас прозвучит откровением, но "фабрика грез", обвиняемая своими ненавистника в коммерциализации и бездуховности, не забывает и о традициях серьезного кино. "Бессонница" - идеальное напоминание всем нам, что Голливуд способен не только на тинейджерские комедии и зубодробительные боевики.

А еще это блестящий повод поразмышлять на тему человеческой совести. Сохранилась ли она в условиях общества потребления и способна ли напоминать о себе в самые неожиданные моменты нашей жизни? На примере Уилла Дормера убеждаемся, что есть, СУЩЕСТВУЕТ!

Без морализаторства и нравоучений, режиссер Кристофер Нолан пытается разобраться в хитросплетениях человеческих поступков и найти истину там, где, казалось, ее и не может быть. И полицейский, и преступник виноваты в убийствах, у каждого из них, выражаясь образно, "руки в крови". Тогда чье преступление ужаснее, чье бессмысленней? И кому из них судить, а кому быть осужденным? Кому-то подобные установки напомнят Достоевского (помните: "Кто я, тварь дрожащая, или права имею?"), кому-то Кафку. И в том, и в другом случае зрительские ассоциации возникнут не на пустом месте.

И здесь я вынужден обратиться к теме "Роль личности в жизни Голливуда". Вывод позвольте сделать следующий: у "фабрики грез" время от времени хватает смелости приглашать на капитанский мостик очередного фильма дерзких новичков, режиссеров, еще вчера неизвестных никому из кинозрителей! Огромное ей за это спасибо!

Кристофер Нолан - из разряда молодых да ранних. Его предыдущие фильмы "Слежка" и "Мементо" поразили публику нестандартным киноязыком, открытием новых средств самовыражения там, где , казалось, уже и придумать-то что-то необычное просто невозможно!

Вот и "Бессонница" подготовила для зрителей немало "вкусностей": это и удивительно причудливая работа оператора Уолли Пфистера и сценарий Хиллари Сайтц, полный неожиданных поворотов. Но главное - актерский дуэт Аль Пачино - Робин Уильямс. Впервые встретившиеся в одном кинопроекте, голливудские звезды словно соревнуются друг с другом, кто из них "попадет точнее" в заданный образ и вызовет у зрителей восторг своей изысканной игрой. Талантливая игра двух знаменитостей напомнила нам, что статуэтки "Оскар" ждут своих триумфаторов. Поэтому не удивлюсь, если узнаю, что Аль Пачино и Робин Уильямс окажутся в следующем году среди соискателей престижной награды!

Американская пресса, при всем ее многообразии и разноголосице, высоко оценила "Бессонницу". Оценками 8 из 10 и эпитетами вроде "мощное кинополотно" и "обжигающий триллер" наградили фильм авторитетные издания "Chicago Tribune", "Entertainment Weekly", "New York Post", "People", "L.A.Weekly".

Настораживает лишь то обстоятельство, что в российском кинопрокате фильмы, подобные "Бессоннице", встречают достаточно прохладно - юный зритель предпочитает ленты попроще, а взрослых людей в кинотеатр так просто не выманить.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Вероятно, Кристофер Нолан не смотрел замечательный сериал "Место встречи изменить нельзя", потому что иначе он бы тогда вряд ли взялся делать кино о том, хорошо или плохо ставить закон в одну интересную позу во имя сурового исполнения все того же закона... Что интересно, завязка сюжета "Бессонницы" довольно легко перекладывается на образы героев фильма Говорухина. Вот как выглядел этот фильм, если бы Говорухин додумался снять его как сиквел "Места встречи...".

В маленьком городке на краю Чукотки произошло убийство: неизвестный преступник до смерти избил юную девушку. Для расследования этого убийства непонятно с какой стати вызвали двух спецов из самой Москвы - заметно постаревшего Глеба Жеглова, а также его верного помощника Володю Шарапова. За время, прошедшее с первого фильма, противоречия между Жегловым и Шараповым достигли апогея. Жеглов по-прежнему подкидывал ворам в карманы кошельки и занимался незаконным рукоприкладством, а Шарапов четко пришел к мысли, что Эра милосердия не позволяет нарушать закон во имя закона, поэтому он накатал на Жеглова телегу в министерство, и теперь Глеба Егорыча будут судить и, вероятно, выгонят с работы. А невинно посаженного в тюрьму Кирпича отпустят и перед ним даже извинятся.

Но сначала они должны раскрыть убийство девочки в этом маленьком городишке на краю Земли, где полгода в году длится полярный день, а другую половину года - полярная ночь. Жеглов - крепкий профессионал, поэтому он сразу выяснил, что девочка ходила на лекции некоего профессора Груздева. Тут Жеглову и стало понятно, что именно Груздев причастен к убийству. Тем более, что он очень подозрительный: уже немолодой, нервный, орет периодически... Такому убить девочку - раз плюнуть. И Жеглов с Шараповым отправляются в маленькую заброшенную библиотеку, где по предположениям Жеглова Груздев и забил девочку до смерти учебником по высшей математике.

Однако в библиотеке Чубайс отключил свет за неуплату, поэтому когда профессор явился, чтобы скрыть орудие преступления, и Жеглов затеял с ним перестрелку, маститый опер сослепу засадил пулю прямо в живот Шарапову. Тот умер. Но Жеглов представил дело как несчастный случай в процессе оперативной работы, и расследование спустили на тормозах. Правда, Петюня, который за годы работы в МУРе выслужился до крупной шишки, пытался по телефону навесить на Жеглова всех собак, но тот, настоящий оперативник, на всех этих толстозадых милицейских бюрократов клал с невероятно огромным прибором, поэтому Глеб просто обматерил Петюню по-своему, по-муровски, после чего Петюня и отстал.

Но после этого начались самые проблемы. Выяснилось, что Груздев видел, как Жеглов замочил Шарапова. И теперь Груздев, на чьей стороне все козыри, начинает со страшной силой шантажировать матерого оперативника. Тому и приходится решать, как выкручиваться из данной ситуации: сажать убийцу Груздева, который при этом заложит его самого (недаром Жеглов не доверял этим паршивым интеллигентишкам), либо же не сажать Груздева, спасая свое реноме. Профессиональный долг у Жеглова приходит в противоречие с инстинктом самосохранения. И от всего этого Жеглов совершенно перестает спать. Ну просто совсем...

***

Это первый фильм с Аль Пачино, который мне совершенно не понравился. И фильм не понравился, и Аль Пачино. Повествование "Бессонницы" - тягучее и занудное. Слабые попытки режиссера нагнать хоть какого-нибудь напряжения дают свои плоды минуты две, а потом вяло агонизируют и полностью испускают дух, заставляя думать про себя: "Ну когда же это все закончится?"

Чем это все закончится - в общем, понятно с самого начала. Поэтому не думайте, что вас ожидает некий саспенсообразный триллер, во время просмотра которого вы сломаете пару-тройку подлокотников кресла. Ну да, Уилл Дормер (Аль Пачино) - крутой специалист, который непонятно зачем прилетел со своим напарником в какой-то крошечный городок на Аляске, чтобы расследовать убийство девочки. Ну да, он очень быстро вычислил убийцу, но во время попытки его задержания завалил своего напарника, который накатал на него рапорт. Ну да, убийца девочки - писатель Уолтер Финч (Робин Уильямс) - видел, как Дормер грохнул напарника и теперь его шантажирует. А Дормер в старые времена подкинул кошелек в карман Кирпича и теперь переживает настолько, что ни черта не спит. Конечно, он не только на эту тему переживает - у Дормера хватает побудительных переживательных моментов, - но и на эту тему тоже. Все. Более ничего.

Не очень приятно смотреть фильм интересного режиссера с блестящими актерами, которые явно не очень понимают, что они тут, собственно, вообще должны играть, и какого черта Нолан сделал ремейк на норвежский фильм 1997 года, который и тогда-то шумным успехом не пользовался.

Все это попросту скучно. Скучен заметно постаревший Аль Пачино, который, конечно, очень достоверно изображает человека, уже ничего не соображающего от жуткой бессонницы, однако его попытки передать мощные психологические терзания Дормера - к желаемому эффекту не приводят, потому что хорошо видно, насколько Аль Пачино до фонаря Дормер, а самому Дормеру до фонаря все окружающее - ему бы поспать трое суток, не просыпаясь. С одной стороны, в этом, вероятно, и есть глубокая режиссерская задумка. С другой стороны, нет ничего более нудного, чем наблюдать за не спавшим несколько суток человеком и вспоминать свои собственные бессонные ощущения. Ну его к черту, такое развлечение, вот что я вам скажу.

Робин Уильямс в роли убийцы-писателя - несколько более динамичный и, соответственно, несколько менее нудный, однако его образу не хватает психопатичности и кровожадности, а его рассказ о том, почему он замочил несчастную девчушку - неубедителен. Такому рассказу не поверил бы ни один суд, и Уильямса бы оправдали.

О Хилари Суонк даже и говорить не хочу. Ходит туда-сюда, сначала восхищается крутым профессионалом Дормером, а затем начинает его подозревать. Все предсказуемо до потрескивания нижней челюсти в момент оглушительного зевания.

В общем, я не в восторге от этого фильма. Не то чтобы он совсем уж плохой, но скучный и нудный - факт. Это первый фильм с моим любимым Аль Пачино, который мне не понравился. Ну что ж, и на старушку бывает прорушка. Простим великому Аль Пачино этот кинематографический каприз. Просто он в реальности действительно страдает бессонницей. Поэтому, вероятно, и проявил интерес к этому фильму, хотя этот актер обычно очень щепетильно относится к выбору ролей...

В кино этот фильм точно смотреть не нужно. На кассете - только в том случае, если вас грызет бессонница и вам хочется, чтобы она грызла не только вас. Аль Пачино она грызет вполне натурально. А все эти так называемые психологические навороты вокруг - от лукавого. Не впечатляют, однозначно.



РЕЦЕНЗИЯ №4

Рано или поздно это должно произойти. Его признают выдающимся. Его - это Кристофера Нолана, режиссера, сочетающего в себе исключительную находчивость с виртуозным владением киноязыком. Удачных дебютов в мире кино - пруд пруди, поэтому первый фильм Нолана, "Слежка", удостоившийся дежурной похвалы критиков, таким уж большим событием не стал. Гром грянул после выхода "Помни" (Memento) - уникального фильма, выполненного вопреки всем мыслимым канонам детективного жанра.

Удивленным критикам оставалось дожидаться следующей его работы, которая позволила бы вынести окончательный вердикт: случайностью было поразительное качество "Помни", или закономерностью. Именно на этом этапе чаще всего происходит отделение талантливых от гениальных и настоящих мастеров - от везунчиков. К примеру, Стивен Спилберг после своей дебютной "Дуэли", признанной классикой остросюжетного кино, выдал "Шугарлендский экспресс" и "Челюсти", подтвердив тем самым свою незаурядность и претензии на грядущее доминирование (как известно, состоявшееся). Или Теренс Малик - "Тонкую красную линию" он снимал в ранге признанного мэтра, имея при этом на своем счету лишь две режиссерские работы в далекие 70-е. И Нолан сумел подтвердить свой высочайший уровень. Сняв "Бессонницу" с 46-миллионным бюджетом, большая часть которого ушла на то, чтобы три оскароносца поработали на совесть, 32-летний англичанин твердо прописался в элите мирового кинематографа.

В отличие от большинства коллег, занятых копированием приемов великого Хичкока, Нолан пребывает в активном поиске собственных. Хотя тут стоит оговориться: все-таки большей частью использованных в "Помни" находок он обязан конкретному психическому расстройству главного героя - корсаковскому синдрому. В "Бессоннице" же их значительно меньше, а акцент сделан на драматургии. Современные театр и кино зачастую пренебрегают переживаниями зрителей за ход событий, сосредотачиваясь на средствах выражения. И немудрено: классический репертуар изучен вдоль и поперек, а новинки настолько редко становятся событиями, что незнание сюжетной канвы такого, обычно модного, произведения в иной культурной среде считается моветоном. Там же принято считать, что удовлетворение человеческого инстинкта, основанного на бытовом любопытстве, - удел массовой культуры или, в лучшем случае, спорта.

"Бессонница" смотрится и свежо, и увлекательно, давая при этом богатую пищу для анализа, как футбольный матч между грандами с непредсказуемым финалом. Конечно, "двадцать два бугая за одним мячом бегают" - тоже оценка, но для посвященных это - настоящее пиршество. Можно и тут проворчать: римейк это, однако не стоит игнорировать тот факт, что большая часть потенциальной аудитории американской "Бессонницы" с норвежским оригиналом 1997 года была незнакома. Тем более, что американская команда не ограничилась слепым копированием с подстановкой узнаваемых американских актеров вместо норвежских. На основе европейского "черного", можно сказать - психоделического, фильма был сделан американский психологический (между прочим, кое-кто наивно полагает, что американский кинематограф - сплошь бездумные блокбастеры, более того, использует для отстаивания этой точки зрения некий имеющийся условный авторитет; наверняка такое же отношение они питают и к американской музыке, не замечая за Бритни Спирс и Майклом Джексоном R.E.M. и Боба Дилана).

Стараниями Нолана и Содерберга с Клуни - а Содерберг в свое время тоже проделал упомянутый путь - публике был представлен шлифованный образец кино. Его, если бы не врезающиеся в повествование реминисценции - отсыл к предыдущему шедевру Нолана - впору было охарактеризовать как киноспектакль, к слову, поставленный по отличному сценарию (а над ним работал один из соавторов оригинального сценария, Николай Фробениус) с соответствующего качества диалогами. И кому, как не Пачино, можно было доверить главную роль? Игра Пачино в этом фильме, пусть несколько старомодная, - выше всяческих похвал. И уж совсем необычно в качестве злодея с оружием в руках, дрянного писателя, возомнившего себя чуть ли не Ганнибалом Лектером, смотрелся Робин Уильямс - особенно эта необычность проявляется на контрасте с такими лентами, как "Доброе утро, Вьетнам!" и "Король-рыбак".

Есть еще одно обстоятельство, добавляющее ценности этому фильму. Аль Пачино играл в великом множестве криминальных фильмов, и в "Бессоннице" он взял на себя смелость - и обоснованно взял - устроить ревизию целому образу киношного полицейского. В наши дни Грязный Гарри бессилен перед скрупулезностью права, которое порой заставляет его мириться с поражением или, в противном случае, самому преступать закон. Если он действительно настолько брав, как в кино, то и искушение это для него - не искушение, а производственная необходимость, способ во что бы то ни стало добиться своего. В былые годы, когда все были увлечены построением образцового общества, киностудии отрабатывали социальный заказ, ставя преступников ниже закона и зачастуя наделяя его блюстителей завышенными полномочиями. Однако, если закон обращать, как говорил Володя Шарапов, в кистень, никакая эра милосердия - то, что сейчас необходимо раздираемому противоречиями высокотехнологичному обществу - не наступит.

Главный герой "Бессонницы" слишком поздно для себя приходит к выводу: в его работе не должно быть никаких компромиссов с совестью. Иначе в следующий раз придется любезничать с мерзавцем и шкодливо подметывать улики. Самой сильной сценой фильма является сцена в доме Рэнди, в которой герой Пачино находится в миллиметре от провала - мастерство великого актера позволяет зрителю прочувствовать всю глубину испытываемого его героем катарсиса.

И еще этот фильм очень силен своими аллегориями. Бессонница - это многолетняя, хроническая усталость полицейского. Он издерган, измотан до потери ориентиров. Он тщетно пытается закрывать окна чем попало. Свет - истина - все равно пробьется сквозь это нагромождение. Быть может, совестливые слуги закона исчезают как класс. И все же, заключительные кадры фильма несут надежду.


     
А знаете ли вы, что...

- В этом триллере с 50-миллионым бюджете первоначально должен был сыграть главную роль Харрисон Форд, но предпочёл роль в "K-19".
- Хилари Суонк получила Оскар за главную роль в "Мальчики не плачут". Пачино и Уильямс также являются лауреатами этой премии.
- Этот фильм является римейком одноименного норвежского фильма 1997 года.
- Кристофер Нолан известен как режиссёр нашумевшего "Помни".



 
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  0 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z 

ПОКАЗАТЬ ПО ЖАНРАМ
 
©2006- проект компании HitLine.
Правовая информация
Предприятия Мариуполя, карта Мариуполя
Автоаудиотехника