HitLine •  HL Wi-Fi •  HitForum •  MEDIAnew •  ФОТОnew •  Блоги •  HitLife •  Lifecity •  HitMobile •  HitGames •  ФОТО конкурсыnew • 
Регистрация 
   
 

Вечное сияние чистого разума /Eternal Sunshine of the Spotless Mind/  (2004)

Постер к фильму Вечное сияние чистого разумаЖанр:  Комедия, Мелодрама, Фантастика
Производство:  Focus Features
Дата премьеры (Мир): 2004
Продолжительность: 107 мин / 01:47
Режиссер:  Michel Gondry (Мишель Гондри)
Сценарист:  Charlie Kaufman (Чарли Кауфман)
В ролях: Jim Carrey (Джим Керри), Kate Winslet (Кейт Уинслет), Kirsten Dunst (Кирстен Данст), Mark Ruffalo (Марк Руффало), Tom Wilkinson (Том Уилкинсон), Elijah Wood (Элайджа Вуд), и др.

Рейтинг фильма: 
Всего проголосовавших: 21

 



Рецензии:

Вечное сияние страсти


РЕЦЕНЗИЯ №1

Сияющая страсть. Блестящая страсть. Хм. Блестящий разум. Блестящий чистый разум. Вечное сияние чистого разума. Вечный солнечный свет незапятнанного разума. Вместо данной сентенции, которую создатели фильма вынесли в название, нашему зрителю впарили то же самое по степени непонятности, но не то же самое по смыслу. Метаморфоза эта объяснима – они там у себя в Голливуде придуриваются, а нашим прокатчикам на этом коммерцию делать. Кому в нашей стране есть дело до классической английской поэзии и до невинностью лучащихся сердец?

Ну да ладно, пусть уж будет страсть на месте чистого разума. Во-первых, хорошо, что картина вообще дошла до наших кинотеатров, пусть и с таким допущением. Во-вторых, бог с ним, с названием, лишь бы само кино понятным было. А запутаться есть в чем.

Принято считать, что актеры в Голливуде работают на две вещи – на кассу и на «Оскара». Так оно, в общем-то, и есть. Обычно Джим Кэрри не снимается в фильмах со скромным по американским меркам бюджетом в 20 миллионов долларов – сам стоит дороже. С «Вечным сиянием» случилась необычность. Сценарий его оказался для Кэрри «своим», а для своих не грех сделать скидку. Чарли Кауфман – тот самый, что залезал в голову Джона Малковича, вытягивал признания из опасного человека и мучился над «Адаптацией», – дал Кэрри возможность реализовать себя не только как коммерческому миму, но и как техничному актеру. И вот он – редкий случай, когда Джим Кэрри… естествен (а кроме «Шоу Трумана», и припомнить-то из подобного нечего), при том, что и Джимом Кэрри остался.

По сюжету, некая фирма занимается прополкой воспоминаний – стиранием из памяти клиентов тех, кто им по тем или иным причинам разонравился. Джоэл решает избавиться от Клементины потому, что Клементина избавилась от него. И лишь в самый разгар процедуры ужасается своему решению. Прервать бы ее, да загвоздка в том, что Джоэл спит и не может сказать техникам «стоп!» И потому сознание Джоэла обречено на поражение в битве с принятыми им решениями – одинокий диссидент не в силах противостоять тоталитаризму.

Вместе с воспоминаниями о Клементине из памяти безжалостно выкорчевываются все имеющие отношение к ней детали: например, люди в толпе – лопаются и исчезают, словно мыльные пузыри. Джоэл в своих мыслях совершает мгновенные переходы из одной среды в другую – срезает пути в лабиринтах памяти. То, как это снято, будоражит сознание не одного Джоэла. Вот что есть настоящее кино, вот для чего кинематографу на самом деле нужны спецэффекты! Хотя в данном конкретном случае компьютерной графики был задействован минимум – все двойные негативы, зеркальные отражения, декорации. Зрителю тоже приходится немало потрудиться, чтобы сохранить в памяти многочисленные нюансы и восстановить по деталям – например, по цвету Клементининых волос (сначала он был зеленым, потом красным и лишь в финале – синим) – истинный ход событий. Право, это того стоит.

Катастрофичность ситуации для Джоэла в том, что Клементина была для него олицетворением всего женского. Потому из памяти ушли и ножки разбитной няни, и игры в песочнице, и подростковая мастурбация – все этапы сексуального становления. Неудивительно, что, проснувшись наутро, Джоэл чувствует себя самым несчастным человеком на свете. Но, к счастью (!), осталась лазейка – пустынный февральский пляж. И Джоэл, и Клементина, не зная, почему, стремятся попасть на него. Там они знакомятся снова, и…

Все-таки, любовь между ними была настоящей – живучей, как сорняк. Да, любовь приносит немало неприятностей, да, ее можно вырвать с корнем – но ради нее-то как раз и стоит жить. Не нравится, когда любимый человек выдавливает зубную пасту с середины тюбика? Джоэл и Клементина с этим определились: сказанное ими по этому поводу«Пускай!» – лозунг. Как и слова персонажа комедии «В джазе только девушки» (Somebody Like It Hot): «У каждого есть свои недостатки». Nobody’s perfect!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Джоэл Бэриш (Джим Кэрри) - всего лишь еще одна песчинка в мясорубке Мироздания. Он не спасает этот мир, он не делает его лучше, он не помогает людям - он обычный парень, не лишенный простоты. Точнее, лишенный хоть какой-либо сложности, потому что Бэриш - это тот самый пельмень, о котором говорят: "Как, Джоэл, ты уже здесь? Уже час? А мы тебя не заметили..." Его и правда трудно заметить: серая внешность, небритая физиономия, но главное - глаза! В них нет вечного сияния страсти! В них только страх, комплексы и неуверенность в завтрашнем дне. Впрочем, нет, наоборот - уверенность в том, что этот чертов завтрашний день будет еще хуже сегодняшнего, хотя, казалось бы, куда уж хуже...

В какой-то момент Бэриш не выдерживает. Он говорит своей дебильной работе: "А топчись оно все конем", - и сбегает. В деревню, в глушь приморскую, в свое именье, к бабке или к тетке, пусть ни черта там нету, кроме водки, зато природа лучше, бл... пардон, что-то на поэзию потянуло. Это все Поуп со своим вечным сиянием чистого разума Элоизы по отношению к Абеляру... У Бэриша пока еще ничего не сияет, кроме куотера в кармане, и он со своими унылыми страстишками просто садится в любой поезд и отправляется на бережок - погулять и хоть немного прочистить мозги...

В кафе на берегу Джоэл встречает девушку. Ну, знаете, такая странная тетка с волосами цвета первого дня атомной войны, которая украдкой попивает бренди из фляжки, чтобы жизнь вокруг хотя бы ненадолго засветилась новыми красками, в отличие от того болотистого декора цвета хаки, который вылезает из каждого угла.

Они знакомятся. Девушку зовут Клементина Крушански (Кейт Уинслет). Она странная и явно немного не в себе, но ей нравится Джоэл, а для Бэриша это является основополагающим фактором - он ведь мало кому нравится в этой жизни. Впрочем, когда они познакомились чуть-чуть поближе, Джоэл понял, что Клементина, в общем-то, вполне в себе. Ну, просто она во многом похожа на него самого: такие же комплексы, сомнения, фобии и общее ощущение глобальной неудачи в этой жизни. Возможно, поэтому Бэриш ей и нравится - как родственная душа.

Но совместная жизнь у них не ладится. Двум лузерам тесновато в одной лузе - хочется срыва стереотипа. Поэтому Клементина все больше пьет и все больше занимается поисками чего-то более близкого и более подходящего, а Джоэл все реже бреется и все больше страдает.

И вот случилось совсем страшное! Клементина вычеркнула парня из своей жизни. Совсем. Причем не усилием воли, что еще хоть как-то можно повернуть вспять, а с помощью новейших достижений науки. Оказывается, есть некое заведение доктора Ховарда Мерзвяка (Том Уилкинсон) - клиника "Лакуна", - где с помощью специального оборудования можно полностью стереть из своей памяти воспоминания о некоем человеке. Просто вычеркнуть - и точка.

Процедура эта, конечно, достаточно сложная и дорогостоящая, но вполне эффективная. И Джоэл решает последовать примеру Клементины - также стереть ее из памяти с помощью кабинета доктора Калигар... пардон, доктора Мерзвяка.

***

Сразу нужно сказать, что сценарий к этому фильму писал Чарли Кауфман. Да-да, тот самый Чарли Кауфман, который "Быть Джоном Малковичем" и "Легко ли адаптироваться к Чарли Кауфману", - один из самых оригинальных и необычных голливудских сценаристов.

Старина Кауфман не подвел и сейчас: "Вечное сияние страсти" мне понравилось, причем чем больше времени проходит после просмотра, тем оно мне нравится больше. Кауфман всегда так выстраивает свои сюжеты, что в полной мере их можно оценить не сразу - на мой взгляд, это признак хорошего кино, хотя многие со мной могут не согласиться.

Чарли - известный провокатор. Если "Быть Джоном Малковичем" - это был легкий хулиганско-абсурдистский разгул, "Адаптация" - очень тонкое издевательство над зрителями и над самим собой, сценаристом, то "Вечное сияние страсти" - это своего рода чистый эксперимент на тему: а что если взять совершенно банальный и триста раз штампованный-перештампованный сюжет, чтобы попытаться сделать из него нечто оригинальное?

Он так и сделал. Стирание памяти - штука мусоленная-перемусоленная в куче сюжетов. Но основная суть этого фильма заключается вовсе не в том, что у героев - ах! - стирают память. Суть намного глубже и интереснее. Дело даже не в том, что Джоэл в процессе стирания Клементины из его памяти пытается этому воспрепятствовать и ищет различные лазейки. И даже не в том, что сюжет картины закручен довольно лихо, и все не так просто, как кажется в самом начале.

Дело в определенных ценностях человеческих взаимоотношений и в тех тонких взаимосвязях, которые не просто никаким аршином не измерить, но и никаким компьютером не проанализировать, будь ты хоть сто раз доктором Эрайзером. Тоненькие ниточки симпатии, привязанности и любви - они настолько разнообразные и зависят от такого количества всевозможных факторов, что не выкорчевать это путем обнуления каких-то ячеек памяти. А если и выкорчевать, то останется пустота, потому что этот маленький росточек, еле возвышающийся над поверхностью почвы, пустил такие баобабьи корни, что выкорчевать их можно только экскаватором.

В фильме очень хорошие актерские работы. Кейт Уинслет замечательно сыграла странную девушку Клементину: нервную, закомплексованную, но в чем-то трогательную. Особенно здорово сделаны сцены, когда Клементина, находясь в мозгу Джоэла (Кауфман любит такие эпизоды), помогает ему сопротивляться стиранию участков памяти.

Джим Кэрри, как ни странно, тоже понравился. "Как ни странно" - потому что я давно уже отчаялся увидеть Кэрри в приличной некомедийной роли. Мне он нравится как комик, но его попытки сыграть драматическую роль обычно вызывают легкое чувство недоумения. ("Человек на Луне" - не в счет, это совершенно отдельный случай.) Здесь же он, в общем, вполне на месте. Не скажу, что я был от него в восторге, но роли Джоэла Кэрри вполне соответствовал. Кстати, первоначально эту роль планировали отдать Николасу Кейджу, который играл в "Адаптации" по Кауфману. Но Кейдж по каким-то причинам выбыл, и роль отдали Кэрри - вероятно, чтобы собрать кассу. Я не думаю, что это лучший выбор актера на данную роль, но, повторюсь, Кэрри ее сыграл вполне пристойно. На удивление пристойно.

Еще более удивительно то, что мне понравилась Кирстен Данст, играющая разбитную медсестру кабинета доктора Мерзвяка. В фильме есть совершенно роскошные эпизоды, когда медсестра вместе с подручным доктора Стэном (Марк Раффало) занимаются стиранием памяти Джоэла. Точнее, занимаются они любовью, а память стирает компьютер. Изумительные сцены, я прям вспомнил свою программистскую юность...

Элайджа Вуд играет еще одного подручного доктора, который "запал" на Клементину и теперь пытается занять место Джоэла. Роль получилась очень слабенькой - то ли из-за определенной непроработанности персонажа, то ли сам Вуд из нее ничего не сумел выжать...

Кауфман весьма непрост для восприятия, что показывает полярная реакция на "Адаптацию". Причем я вовсе не хочу сказать, что не понимают Кауфмана одни тупицы, а в восторг приходят только крутые интеллектуалы. Ничего подобного. Просто подход у него очень своеобразный. Мне этот подход нравится, поэтому я, в общем-то, в восторге от фильмов, поставленных по его сценарию. Кому-то этот подход не нравится, и эти люди считают фильмы по Кауфману тоской и скукотищей...

Резюмирую. Симпатичный фильм, который я посмотрел с удовольствием, причем чем дальше, тем мне он нравится больше. Хороший сюжет с легкими кауфманианскими завихрениями, классная игра Уинслет, пристойная игра Кэрри и вкрапления фейерверков с подручными доктора Эрайзера. Хорошее кино. Кауфман в очередной раз не разочаровал.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 8-го января 2003 года в Нью-Йорке при бюджете в 35 миллионов $, а закончились в концу марта того же года.
- Название картины было взято из поэмы "От Элоизы к Абеларду" Александра Поупа (1688-1744).
- Рецензии на сценарий картины находятся здесь, здесь, здесь и здесь.



 
 
1  2  3  4  5  6  7  8  9  0 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z 

ПОКАЗАТЬ ПО ЖАНРАМ
 
©2006- проект компании HitLine.
Правовая информация
Предприятия Мариуполя, карта Мариуполя
Автоаудиотехника