Какой смысл объяснять специалисту природу полярного сияния? На каких таких древних картах была безледная Антарктида? Какая еще полярная станция в 1904 году? Какие еще десять минут на таймере Хищника – кто проводил унификацию временных единиц? И т.д., и т.п. Если в концовке второго «Хищника» возникал резонный вопрос, каким образом немаленький космический корабль оказался спрятанным под небоскребом, то к «Чужому против Хищника» резонных вопросов набирается столько, что попросту перестаешь обращать на них внимание.
Должно быть, режиссер и сценарист Пол Андерсон тоже перестал обращать внимание на всяческие недомыслия и сосредоточился на том, что роднит боевики категории B с компьютерными спинномозговиками. Стоит заметить еще, что ему явно нравится фильм «Куб», коль скоро он допустил уже второе значительное заимствование из него: в «Обители зла» один из персонажей был показательно пошинкован, нынче же действие разворачивается в перестраивающейся пирамиде.
На учениях о том, что земная цивилизация обязана своим развитием инопланетянам, которые и привили людям навык строить пирамиды, некоторые умудряются сделать себе имя. В данном случае имеет место уже не пикник на обочине – целая военно-спортивная игра, и место ее проведения нейтральным полем вроде не назовешь. Если нынешние прибытия Хищников – экстремальный туризм для избранных, то предыдущим вояжерам, видимо, не хватило то ли терпения, то ли хищнических денег на нормального тур-оператора.
Так вот, если вообразить, что Элен Рипли и Алан «Датч» Шефер имеют к Чужим и Хищникам этого фильма хоть какое-то отношение, то получается, что человечество пострадало от собственной труднообъяснимой забывчивости. У команды сухогруза «Ностромо» не было хотя бы минимальной справочной информации: Чужих еще не знали, и все это время, до 2004 года, они воспринимались как опасная находка на отдельно взятой планете. В мире с засветившимися Хищниками о них также не нашлось сведений: историю в джунглях еще могли как-то замолчать, но когда сафари перенеслось на улицы Лос-Анджелеса, вполне можно было запаниковать в планетарном масштабе. А если еще и представить, что линии Чужих и Хищников совпадали, то, видимо, последние недостаточно качественно предохранялись, раз уж потом их не было.
Нынче же паны дерутся, а у холопов – людей, то бишь – чубы трещат. Вот и приходится им прибегать к «политике»: из двух зол выбирать меньшее – тех, с кем хоть как-то можно договориться. И, конечно же, homo sapiens еще не полностью утратил веру в свои возможности – уж свой «гол престижа» он забьет, то есть, некий физический урон превосходящим силам нанесет.
Каждая из предыдущих лент отвечала временному периоду, в который была снята. По ним можно отследить некоторые вехи в истории человеческой цивилизации и в развитии развлекательного кинематографа. Итак:
1977 – «Чужой» Ридли Скотта – нефтяной кризис, закрытие Суэцкого канала – волна интереса к интеллектуальной фантастике.
1986 – «Чужие» Джеймса Кэмерона – пик гонки вооружений – экшн в чистом виде, буйство спецэффектов.
1987 – «Хищник» Джона Мактирнана – подходящий сюжет для Шварценеггера.
1990 – «Хищник-2» Стивена Хопкинса – правило 60 процентов (минимум от сборов предыдущей части, который заработает продолжение), отказ Шварценеггера, замена его на Дэнни Гловера, кровавые сцены ради кровавых сцен.
1997 – «Чужой-4: Воскрешение» Жана-Пьера Жене – генные мутации, наемничество, опасные научные эксперименты.
2004 – «Чужой против Хищника» Пола W.S. Андерсона – выжимание последних соков из реликтов, экранизации компьютерных игр, примитивная дипломатия. Последний «бастард» целиком и полностью подчинен обслуживанию устаревающих культов. Это скорее «Хищник-3», нежели «Чужой-5», потому как больше соответствует деградации, нежели видоизменению. Это – заурядный аттракцион, вторичный даже по отношению к вторичному продукту, коим являлся «Хищник-2».
Во второй части «Назад в будущее» (1989), был показан антикварный магазин 2015 года, в котором было выставлено всякое барахло из 80-х. В современном Голливуде подобную лавочку, похоже, уже открыли. Стравили Чужого с Хищником. Фредди с Джейсоном. Бетт Мидлер с Гленн Клоуз. Ждем теперь Шварценеггера со Сталлоне.
- Съемки картины начались 24-го октября 2003 года в Праге, а закончились в начале февраля 2004 года.
- Ранняя версия сценария была ближе по духу к видеоиграм. В нем группа ученых в далеком будущем на отдаленной планете экспериментируют с яйцами Чужих пытаясь привлечь внимание Хищников, чтобы наблюдать за битвой монстров. В итоге сценарий был полностью переписан заново.
- Картина является пятой в серии "Чужие" и третьей в "Хищнике".
- Рецензию на сценарий можно прочитать здесь (негативная).